Николай Васильевич Гоголь
Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “Петербургских повестях”.
Повесть «Шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека», намеченную Пушкиным в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике». Но в сравнении с Пушкиным Гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. Гоголь смело ринулся в защиту попранных прав, оскорбления человеческого достоинства. Воссоздавая трагедию «маленького человека», писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам Башмачкина, что он их брат. Также в повести автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.
Тема «маленького человека» прозвучала также в “Повести о капитане Копейкине.” В ней рассказана драматическая история об инвалиде - герое Отечественной войны 1812 года, прибывшем в Петербург за «монаршей милостью». Защищая Родину, он потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств к существованию. Капитан Копейкин добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “Маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида.
Символом государственной власти выступает и Петербург - чинный, важный, утопающий в роскоши. Этот город, в котором совершенно невозможно жить бедному человеку. Петербург - неприветливый, жестокий город, бесконечно чужд “маленькому человеку.” К нему, этому человеку, равнодушен и министр. Он не только не помог инвалиду, но возмутившись его “упрямству”, распорядился выслать его из столицы. Вскоре Копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах “шайки разбойников”, грабившей казну и помогавшей беднякам.
|