Федор Михайлович Достоевский
Трагическая судьба «маленького человека» впервые была отражена в творчестве А. С. Пушкина («Станционный смотритель»), затем гениально продолжена Н. В. Гоголем в «Шинели», где показан ставший классическим тип «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Прямым продолжением этого характера становится Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф.М.Достоевского. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — писал он. Придавленный нищетой, бесправием, бедный петербургский чиновник одарен доброй, сострадательной душой и способен на глубокие и сильные чувства. Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в «Бедных людях»: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!»
В романе «Бедные люди» Достоевский стремился показать, что человек по своей природе есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей собственной ценности.
Тема униженных и обиженных бедных людей находит свое продолжение в романе «Униженные и оскорбленные», где изображена судьба неповинных и страдающих героев «пасмурной драмы большого города» (Л. Гроссман). Написанный в жанре «мелодрамы», роман «Униженные и оскорбленные» рисует злодея-аристократа князя Валковского как воплощение нравственного падения, а его вольные и невольные жертвы показаны духовно просветленными, смиренными и благородными. Особенностью этого романа является то, что здесь Достоевский впервые обвинил в бессердечии и равнодушии к судьбе людей из «низов общества» не только само общество, но и отдельного человека (образ Алеши). Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли) которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.
Тема «униженных и оскорбленных» с особой силой прозвучала в романе «Преступление и наказание». Картины беспросветной нищеты одна мрачнее другой раскрываются перед читателем. Действие разворачивается в убогих кварталах, в жалких петербургских трущобах, в зловонных распивочных, на грязных площадях. На таком фоне рисуется жизнь Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой Родиона Раскольникова. В романе создано обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя. Пристально и пронзительно вглядывается писатель в душу «маленького человека» и открывает в нем огромное духовное богатство, душевную щедрость и внутреннюю красоту, неистребленные невыносимыми условиями жизни. Красота души «маленького человека» раскрывается, прежде всего, через способность любить и сострадать. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский раскрывает такую великую душу, такое «вместительное сердце», что читатель преклоняется перед ней.
В «Преступлении и наказании» Достоевский с особенной силой развивает мысль об ответственности конкретной личности за судьбы обездоленных. Общество должно быть устроено на таких началах, чтобы исключить подобные явления, но и каждый человек обязан сострадать, помогать тому, кто оказался в трагических обстоятельствах. Убийца Родион Раскольников, сам задавленный бедностью, не может пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых и отдает им свои жалкие гроши. Закоренелый циник и злодей Свидригайлов устраивает судьбу осиротевших детей Мармеладовых. Это по-христиански, так должен действовать человек. В этой дорогой для Ф. М. Достоевского мысли заключен истинный гуманизм великого писателя, утверждавшего, что естественное состояние человека и человечества — единение и братство и любовь.
В своих последующих романах, к каким бы проблемам Ф. М. Достоевский ни обращался, он не перестает тревожить людские сердца рассказами о судьбах обездоленных и униженных. И в «Бесах», и в «Братьях Карамазовых» эта тема возникает вновь и вновь. Потрясенный Дмитрий Карамазов, рыдая, говорит: «...В унижении, в унижении и теперь. Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед!» Он хочет знать, «почему бедны люди», «почему бедно дите», почему люди «не обнимаются, не целуются, не поют песен радостных...». И он хочет вступить в борьбу с этим злом, «чтоб не было вовсе слез от сей минуты».
Потрясает душу история семьи отставного штабс-капитана Снегирева, отца Илюшечки — «славного, доброго и храброго мальчика», восставшего за честь и обиду отцовскую. В финальной сцене своего последнего романа Ф. М. Достоевский изображает, как из многоликой любви — Илюшечки к своему оскорбленному и гонимому отцу, сверстников — к памяти этого маленького героя, Алеши Карамазова — к ним ко всем — вырастает уверенность в том, что даже смерть не в состоянии их разлучить. На могильном Илюшином камне, как на живом основании, созидается соединение человеческих сердец в «добром и хорошем чувстве», рождается вера в любовное соединение людей.
Похороны Илюшечки, речь Алеши — это страницы, не имеющие себе равных не только в русской, но и в мировой литературе. Величие «маленького человека», призыв к людям соединиться «в добром и хорошем», признание духовности человека, как его высшего достоинства, вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом — вот главные черты миропонимания Достоевского, писателя-гуманиста.
|