"Маленький человек" в русской литературе

Вступление. Повесть "Бедная Лиза"

   Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошкой. Поэтому, все-таки, их жизнью заинтересовались, писатели постепенно начали уделять внимание в своих произведениях некоторым сценам именно из жизни таких людей. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей низшего «класса». Маленькие чиновники, станционные смотрители, сошедшие с ума не по своей воле, начали выходить из тени. Первым писателем, который открыл нам мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин.
    Карамзин положил начало огромному циклу произведений русской литературы о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную доселе тему. «Карамзиным началась новая эпоха русской литературы,» – утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей «учебником жизни», то есть тем, на чем основывалась слава русской литературы 19 века.

   Проблематика повести предстает как сложное переплетение смысловых линий. На первом плане среди них оказывается причудливое восприятие философского учения Ж.Ж.Руссо, согласно которому «естественный человек», не затронутый влиянием цивилизации (города и высшего света, если речь идет о деревенских жителях, европейского просвещения, если герои произведения – добродетельные дикари и т.д.), воплощает идею чистоты и благородства. Цивилизация вовсе не исправляет нравы, а лишь развращает, уродует первоначальную природу человека. Связанное с идеалами Руссо восхищение простыми «естественными» людьми определило и выбор персонажей в повести Карамзина. Сама Лиза, ее покойный отец, ее мать – добродетельные крестьяне. Они любят труд(«Отец Лизин <…> любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь», да и сама Лиза неустанно трудится, продает в городе свое рукоделие и собранные букеты ландышей); они честны, никогда не возьмут лишней копейки, как бы ни велика была их нужда; они привязаны к своей семье; наконец, они способны глубоко и верно любить. Но любовь стала началом гибели для героини.
    Формирует проблематику повести и своеобразный диалог, который ведет в ней Карамзин-повествователь с литературной традицией. Писатели-сентименталисты нередко прибегали к подобным «отсылкам» в другие произведения – это обогащало проблематику и образную систему рассказа, а также оживляло воображение читателя, делало восприятие более динамичным и эмоциональным, включало аудиторию в своеобразную игру – узнавание рассыпанных в тексте намеков. В «Бедной Лизе» автор творчески обыгрывает пасторальную традицию – одну из самых древних в мировой литературе и необычайно популярную в 18 столетии.

   Герои в произведениях сентименталистов четко делятся на положительных и отрицательных. Первые наделены природной чувствительностью, они отзывчивы, сострадательны, готовы к самопожертвованию, к высокой и бескорыстной любви. Вторые – расчетливы, эгоистичны, высокомерны, педантичны, жестоки. Носителями чувствительности, как правило, оказываются люди из народа: крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокосердием наделяются представители власти, дворяне, высшие духовные чины. В этом распределении проявил себя демократический пафос сентименталистов. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда и обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми, жестокими. Люди же, привыкшие заботиться и думать не только о себе, но и о других, сохраняют и развивают ее. Повесть «Бедная Лиза» была с восторгом принята современниками. В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: молодой богатый дворянин добился любви бедной девушки-крестьянки, оставил ее и тайно женился на богатой дворянке. Итак, Карамзин, взяв традиционную ситуацию, разрешил ее по-новому; взяв традиционные образы, придал им новую окраску. Поэтический образ Лизы нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Она преданная дочь, бесконечно оплакивающая своего отца и нежно заботящаяся о матери. Писатель стремится тонкими штрихами передать постепенное развитие в ее души чувства любви к Эрасту. Лиза – первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своей страсти. Нужен был смелый талант Карамзина, чтобы отдать свои симпатии героине, не удержавшейся на добродетели. «Бедная Лиза» - повесть о несбывшихся мечтах ее героев.
   Но прекрасная и взаимная любовь не выдерживает испытания на прочность. И виноват в этом жестокий мир, в котором живут молодые люди. В этом мире условности стоят выше человеческого счастья. Возникает сложный социальный конфликт: пропасть между богатым дворянином и бедной девушкой чрезвычайно велика. У Эраста не хватает сил , чтобы защитить свою любовь, он вынужден от нее отказаться. Какую трогательную картину рисует автор в сцене расставания, где бедная девушка, прощаясь с любимым, словно прощается со своей душой. Даже природа в этот момент пребывает в молчании. Но в героине ее живет светлый лучик надежды, вера в то, что она будет счастливой. Лизиным мечтам не суждено сбыться. Раскрывая обман своего возлюбленного, она понимает, что не сможет больше жить на этом свете. Бедная девушка бросается в воды глубокого пруда. И в этом отчаянном поступке проявляется вся сила ее нежной и хрупкой души.
   Авторская позиция в повести – это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит, что миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум.

 © Виктор Иванов. 2004 г. По всем вопросам просьба писать на swi@atomlink.ru

Hosted by uCoz